Конструкция и декор предметов народного быта.pdf
Методическая разработка.pdf
Методическая разработка урока "Конструкция и декор".pdf
Методическая разработка урока
по изобразительному искусству
по теме
«Жизнь в моем поселке в конце XIX- начале XX вв.
Историческая тема в бытовом жанре»
(7 КЛАСС)
|
Автор-составитель: Клюкина Ольга Валерьевна, учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории
|
Уни 2013
№ урока в теме: 8-9 уроки в теме «Поэзия повседневности»
На тему «Историческая тема в бытовом жанре. Жизнь в моем поселке в конце XIX- начале XX вв.» отводится по программе 2 урока. Целесообразно провести эти 2 урока спаренными, чтобы учащимся усвоить новый материал и выполнить практическое задание.
Тема урока:
«Историческая тема в бытовом жанре. Жизнь в моем поселке в конце XIX- начале XX вв.»
Соответствующий раздел государственного стандарта: Связь времен в народном искусстве. Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства (И.Е. Репина и В.И. Сурикова)
Тип урока: комбинированный урок.
Использование литературных источников и электронных материалов:
Методическое сопровождение:
О.М.Гусева Поурочные разработки по изобразительному искусству 7 кл. М., «вако» 2012г.
Н.М.Сокольникова «Основы рисунка.» 5-8 класс, М., г.Просвещение, 2004
Формы контроля: выставка работ учащихся
Тема урока: Жизнь в моем поселке в конце XIX- начале XX вв. Историческая тема в бытовом жанре.
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: - формирование у учащихся представления о том, как выглядел поселок Уни в конце XIX и XXвв
- формирование представления у учащихся о знаменитых людях, проживающих в поселке в конце XIX и XX вв
- формирование представления у учащихся об «исторических» архитектурных памятниках поселка, построенных в это время
-формирование практических навыков при работе с графическими и живописными материалами
-формирование навыков исследовательской деятельности
- развитие творческих способностей учащихся
- создание образа села в прошлом по фотографиям, историческим справкам, собранным в краеведческих музеях.
-воспитание уважения, интереса к творчеству народных мастеров нашей
Родины
- воспитание любовь к своей малой Родине, ее истории
Предварительная подготовка:
групповая работа- учащимся в группах предварительно дается задание: подготовить сообщения и презентации по темам
1.«Ново-Спасская церковь, как архитектурный памятник XIX- начала XX веков»
2.«Александро– Невский храм в прошлом и настоящем»
3.«Архитектурное здание пгт. Уни, построенное в конце XIX–начала XX вв. и судьба его владельца»
Зрительный ряд: презентация «УНИ. Памятники и памятные места. (Исторический экскурс)
Музыкальный ряд: вариации на темы русских народных песен в исполнении ансамбля русских народных инструментов.
Оформление доски:
Материалы (на выбор учащихся):
графические материалы: графитные карандаши, цветные карандаши
живописные материалы: гуашь, кисти, бумага.
План 1урока.
- Организационный момент
- Актуализация знаний учащихся
- Усвоение новых знаний. Беседа по теме урока. Сообщение докладов учащимися и представление презентаций.
План 2 урока.
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний учащихся
3.Объяснение выполнения задания
4.Практическая работа
5.Итог работы. Выставка работ
6.Рефлексия.
7.Домашнее задание
Эпиграф урока: «Ты на холме раскинулся привольно,
Ввиду окрестных сёл и деревень,
Посёлок наш далёкий и спокойный,
В пушистой шапке зимней до бровей»
1 урок:
Ход урока:
- Организационный момент
1.Приветствие.
2.Проверка готовности учащихся к уроку.
2.Актуализация знаний учащихся
На доске репродукции картин
В. Суриков «Боярыня Морозова», 1887
И.Репин. Бурлаки на Волге.1870г. - 1873г.
Уч-ся: В. Сурикова «Боярыня Морозова»- исторический жанр и И.Репин «Бурлаки на Волге»- бытовой жанр
Уч-ль: Какие события отражены на полотнах?
Уч-ся: на картине В. Сурикова «Боярыня Морозова» изображены события 17 века -церковный раскол; на картине И.Репина «Бурлаки на Волге» события повседневной жизни бурлаков 19 века.
Уч-ль: К какому жанру относятся следующие репродукции картин?
Андрей Рябушкин «Московская улица XVII века в праздничный день» 1895
|
А. Васнецов «Московский Кремль при Иване III» (акварель, уголь, карандаш; 1921)
А. Васнецов «Площадь Ивана Великого в Кремле» XVII век (акварель, уголь; 1903)
Андрей Рябушкин. « Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», 1901
Уч-ся: бытовой жанр
Уч-ль: Соотнесите время создания картин и события, изображенные на них.
Уч-ся: художники писали картины в 20 веке на сюжет из повседневной жизни людей прошлого времени.
Уч-ль: Художники в своем творчестве обращаются к бытовому жанру, но сквозь призму исторического времени, к быту людей, живших много веков назад. Они создают картины с бытовым сюжетом на тему прошлого. У них вызывает интерес история и уклад жизни людей, живших в прошлых веках. Такие полотна относятся к картинам бытового жанра на историческую тему.
Уч-ль: Создание картин на историческую тему очень трудоемкая работа. Она требует большой подготовительной работы. Подумайте, какой именно?
Уч-ся: -изучение исторического материала;
-участие в археологических раскопках;
-посещение музеев, с целью изучения быта людей , костюмов, домашней утвари, предметов быта и т.п.
-изучение архивных документов
Уч-ль: Художниками , изображавшими на своих полотнах с любовью и почтением уклад жизни своих предков были Андрей Рябушкин и Апполинарий Васнецов. Апполинарий Васнецов был нашим земляком. Он родился в Вятской губернии в с. Рябово
Выступление 1 группы учащихся с презентацией о творчестве Апполинария Васнецова.
Уч-ль: Тема нашего урока «Жизнь в моем поселке в конце XIX – начале XX вв.»
Показ учителем презентации
1 слайд:«УНИ. Памятники и памятные места. (Исторический экскурс)
2-3слайд: Эпиграфом к нашему уроку будут строки:
«Ты на холме раскинулся привольно,
Ввиду окрестных сёл и деревень,
Посёлок наш далёкий и спокойный,
В пушистой шапке зимней до бровей»
4 слайд :Уни как населенный пункт существовали уже в 17 веке. До 30-х годов 19 века ничем примечательным среди других населенных пунктов не выделялись. В 1816 году в селе было 22 двора, проживало 127 человек.Как свидетельствуют архивные документы, село Унинское «как далекое от больших дорог и водяных сообщений, окруженное лесами и населенное удмуртами, считалось глушью, чуть ли не починком».
5 слайд:Статус села Уни получили в 1762 году. «14 марта 1762 года из Казанской конторы новокрещенных дел выданы для церкви богослужебные книги. Село называлось новокрещенное село ГожняУнитож и принадлежало Малмыжскому заказу» (Настольная книга о церквях и духовенстве Вятской губернии)
6 слайд:Постепенно село Уни становилось все более и более известным благодаря открытию еженедельных по воскресеньям базаров. К 1865 году оно стало «центральным местом значительного торгового района» Глазовского уезда.
7 слайд: Ярмарки и базары были неотъемлемой частью жизни края. Торговый оборот составлял более 1 млн. рублей.
8 слайд: Дореволюционные Уни – самое большое и оживленное село Глазовского уезда ( 1912 г.).
9 слайд: Жилые дома, торговые лавки, трактиры для приезжих – всё это располагалось на 3-х улицах: Николаевская, Торговая, Набережная. В настоящее время это улицы Ленина, Кирова, часть улицы Красноармейская. Главная – Николаевская.
10 слайд: При этом Уни являлись центром всей духовной жизни всей юго-восточной части уезда.
Выступление 2 группы учащихся с презентацией «Спасская церковь, как архитектурный памятник XIX- начала XX веков»
11-12 слайд:
Выступление 3 группы учащихся с презентацией «Александро– Невский храм в прошлом и настоящем»
Уч-ль: А сейчас мы отправимся по улицам нашего поселка и посмотрим как они выглядели в конце XIX- начале XX вв. Внимательно вглядитесь в старые фотографии зданий с. Уни, попробуйте их узнать. Соотнесите первоначальный облик здания с современным обликом.
13-14 слайд: Здание двуклассного училища- Дом пионеров- магазин «Славич».
15-16слайд: Здание Дома Советов-Здание коррекционной школы-интернат- Школа искусств
17слайд: Здание волисполкома.
18слайд: Дом земского врача С.А.Ашихмина
Выступление 4 группы учащихся о жизни С.А. Ашихмина.
19 слайд: Сейчас на месте дома С.А.Ашихмина находится Здание Унинской районной аптеки.
20слайд: Дом священника А.А.Ашихмина
21-22 слайд: Дом с мезонином- дом купца Суворова.
23-24 слайд: Торговые ряды Моховых.
25 слайд: Отсюда брала начало улица Торговая.
26-28 слайд: В этом здании в 1919 году размещался штаб 30-й дивизии 2-й армии Восточного фронта. Долгое время здесь размещался РОВД Унинского района. Сйчас здесь располагается магазин «Весна».
29 слайд: Улица Набережная. На переднем плане дом купца Ф.М.Арасланова.
30 слайд: Улица Набережная. На переднем плане дом купца Ивана Михайловича Мохова.
31 слайд: Здание бывшей Чайной на улице Набережной.Сейчас на этом месте построено здание магазина «Забота».
32 слайд: Улица Торговая. Вдоль дороги по улице были положены деревянные тротуары. Что за короткие столбики были вкопаны рядом с тротуарами?
Уч-ся :В то время ездили на лошадях , их привязывали за уздечку к таким столбам.
33 слайд: Дом шапочника В.С.Питеркина.
34 слайд: Дом шапочника В. С. Питеркина. Некоторое время в этом здании располагались ясли, затем в нем разместилась СЭС. В настоящее время в здании находится Служба судебных приставов.
35 слайд: Дом торговцев Погудиных. В этом здании до 90-х годов располагался сбербанк. Сейчас в нем – магазин «Попутчик».
Уч-ль : Сегодня мы с вами визуально побывали на старых улицах села Уни. Что вы можете сказать об архитектуре нашего поселка в прошлом, о жителях села.
Уч-ся: Вывод: Архитектурная история нашего поселка очень интересна и разнообразна. Здания в тот период отличались индивидуальностью и разнообразием. Так как село было торговое , то и среди жителей села Уни много было зажиточных купцов. Благодаря этому многие здания были построены из кирпича и сохранились до наших дней.
2 урок:
1. Организационный момент
1.Приветствие.
2.Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся
Уч-ль: Сегодня на уроке мы начнем выполнять работу на тему «Жизнь в моем поселке в конце XIX - начале XX вв.». Что может быть сюжетом вашей работы?
Уч-ся: это может быть изображение улицы; торговой ярмарки; праздника; здания.
Уч-ль: Правильно построить изображение улиц села или зданий помогут законы линейной перспективы.
Выполнение упражнения:
Уч-ль: графитным карандашом нарисуйте здание во фронтальной и угловой перспективе, используя законы линейной перспективы.
(Работа с учебником Н.М.Сокольникова «Основы рисунка.» 5-8 класс на стр. 53-55)
3.Объяснение задания.
Уч-ль: Так как работа будет относиться к бытовому жанру, кого будем обязательно изображать ?
Уч-ся: человека или группу людей, живших в то время- жителей селаУни
Уч-ль: Какие трудности у вас могут появиться при изображении людей?
Уч-ся: трудности: при изображении одежды, быта людей той эпохи.
Уч-ль: Какую одежду носили жители села Уни в то время?
Виды русской повседневной и праздничной одежды конца XIX- начала XX вв. вы можете посмотреть в учебнике О.В. Островская, Н.А. Горяева «Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека « 5 класса, стр50-59. А быт людей нашего района в то время, мы рассматривали в краеведческом музее.
Этапы работы:
- Выберите сюжет для своей работы, подумайте о содержании (что вы нарисуете), продумайте композицию.
- Подумайте в каком виде искусства: графике или живописи вы будете работать, какими художественными материалами, в какой технике выполните работу.
- Выполните набросок.
- В графике: первая прокладка тональных отношений. Затем прорисовка деталей, уточнение тональных отношений, обобщение и завершение работы.
- В живописи: прокладка основного цвета неба, крон деревьев, зданий, фигуры людей. Передача тональных и цветовых отношений. Прорисовка деталей, обобщение и завершение работы.
6.Выполнение работы.
7. Выставка работ
8. Рефлексия.
Уч-ль: доска разделена на 3 сектора.
В 1 сектор вывесите работы те, кто хотел бы в свободное время сделать еще 1 работу с другим содержание, используя другую технику и другие материалы.
2 сектор: доволен своей работой
3 сектор: хотелось бы что- то исправить.
Уч-ся вывешивают свои работы на доску.
9.Творческое обсуждение работ.
-Какие работы особенно понравились?
-Чем интересны другие работы?
Уч-ль: Можно поменять сектор, перевесив свою работу в другой, если у вас изменилось мнение о своей работе.
- Домашнее задание: принести на урок гуашевые краски, кисти.
|