27 ноября 2014 года делегация Унинского района приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции «Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья», которая состоялась в г. Кирове при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию.
В работе конференции приняли участие более 300 человек из 30 регионов РФ, в том числе Ирина Олеговна Терехина, заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России, и Светлана Владимировна Алёхина, директор института проблем инклюзивного образования, проректор ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», представители департамента образования и института развития образования Кировской области.
Основной вопрос повестки - о первоочередных мерах реализации инклюзивного образования в Кировской области. Начальник отдела специального образования и социальной защиты детей и подростков департамента образования И.В. Сысуева в своем выступлении отметила, что в Кировской области создана целенаправленная система специального (коррекционного) и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, которая включает 34 специальных (коррекционных) образовательных учреждения и 200 специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных школах. В настоящее время в области в 600 общеобразовательных организациях всех типов и видов обучаются 7452 ребёнка с ОВЗ и более 1600 детей-инвалидов. Системой инклюзивного образования охвачены 9239 детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида (13) и учреждения комбинированного вида, присмотра и оздоровления (43), а также 908 подростков, которые учатся в профессиональных образовательных организациях.
В Кировской области реализуется комплекс мероприятий по созданию и организации деятельности базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития; разработаны нормативно-правовые документы, отражающие вопросы обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
В ряде учреждений области создается универсальная безбарьерная среда: пандусы, подъёмники, туалеты, расширены дверные проёмы, приобретается специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов по слуху, зрению, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями. В настоящее время ещё в 10 общеобразовательных школах создаются условия для «безбарьерной среды».
На базе института развития образования осуществляется подготовка и переподготовка педагогов для работы в системе инклюзивного образования, создан центр инклюзивного образования .
Система работы даёт положительные изменения; в школах области создаются специальные образовательные условия для детей с ОВЗ; увеличивается количество общеобразовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в среде здоровых сверстников (в 2013/2014 учебном году их количество возросло до 20).
Во второй половине дня участники конференции побывали на презентации практического опыта по реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях г. Кирова.
В МКСКОУ СКОШ VIII вида №50 г. Кирова с опытом работы по теме «Формирование базовых компетенций у детей с нарушением интеллекта как важнейшее условие включения в социум» знакомилась Коваль С.В., директор МКСКОУ СКОШИ 8 вида д. У. Сурвай.
На площадке в МКОУ детский дом №1 «Надежда» г. Кирова прошло обсуждение темы «Особенности включения детей с комплексными нарушениями развития в образовательную среду». В работе площадки приняла участие Шутова Н.В., начальник МУ «УО»
На базе МБОУ СОШ №45 им. А.П. Гайдара состоялся обмен опытом по теме «Технологии включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду» В работе площадки приняли участие 35 педагогов образовательных организаций Кировской области, в том числе Вихарева С.В., заместитель директора МБОУ СОШ с УИОП пгт Уни.
Все участники конференции горячо поддержали слова С. В. Алёхиной: «Инклюзия – это не форма, а системное качество образования. Любой ребёнок, имеющий отличие от других детей (находящийся в зоне социального риска, мигрант, ребёнок с ОВЗ и др.), должен получить поддержку, чтобы не быть исключённым из системы образования. А мы, в свою очередь, должны быть открыты для того, чтобы быть доступными».
|