Школьная жизнь - это сложный процесс, который включает в себя разные ситуации общения большого количества людей в процессе обучения, воспитания, управления коллективом. В ходе такого взаимодействия иногда возникают конфликтные ситуации, которые решаются педагогами, родителями, администрацией школы и службами профилактики. Но не всегда проводимая работа приносит необходимые результаты. Часто реагирование взрослых на конфликты носит обвинительный характер, что оставляет в ребенке чувство враждебности по отношению к сверстникам и взрослым. Количество конфликтных ситуаций не уменьшается.
В рамках исследований в сфере конфликтологии возникло целое научное направление, получившее название школьной медиации. (Медиация (от лат. mediare - посредничать) - форма внесудебного разрешения споров в помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны - медиатора (посредника).
В настоящее время в школах вводится практика организации школьной службы примирения - структуры, создаваемой специально для разрешения конфликтных ситуаций внутри школы и силами самой школы. Создание Службы примирения позволяет разрешать не только обычные, случающиеся ежедневно конфликты, но и такие сложные ситуации, как длительные прогулы, правонарушения (хулиганство, кражи), споры между учениками, наличие «изгоев» в классе. Служба примирения работает с конфликтами всех уровней: между учениками; между учениками и учителями; внутри педагогического коллектива; с конфликтами с участием родителей.
В 2014 году в Кировской области разработана концепция создания и поддержки служб примирения. В концепции указано, что в системе образования программы разрешения конфликтов и криминальных ситуаций могут осуществляться на базе образовательных организаций всех типов. На май 2015 года в Кировской области действовало 23 службы примирения со 108 медиаторами, количество завершенных программ – 72.
Для повышения уровня информационной компетентности руководителей Унинского района по вопросам использования медиативного подхода в образовании 03.12.2015 года состоялся информационный семинар «Организация школьных служб примирения в системе образования Кировской области». Царенок Мария Викторовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами, заведующая лаборатории медиации института развития образования Кировской области рассмотрела с руководителями школ, детских садов, учреждений дополнительного образования организацию службы примирения в образовательных учреждениях:
-Медиация, как способ урегулирования конфликтов в образовательных организации;
-Школьная служба примирения как социально – педагогическая технология;
-Лаборатория медиации как информационно – методический центр;
-О роли ассоциации медиаторов в развитии восстановительных практик в Кировской области.
Руководители получили методические рекомендации и перечень нормативно – правовых документов необходимых для организации в школе службы примирения. |